Перейти к основному содержанию

Статья 121 СК РФ. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Новая редакция Ст. 121 СК РФ

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 121 СК РФ

1. Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от воспитания детей и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.

Защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Они ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования.

Они также осуществляют подбор, учет и подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона об опеке и попечительстве органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, см. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Указанный Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 4 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Так, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 утверждена Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы.

При этом следует учитывать, что отечественный и зарубежный опыт показывает, что нахождение в интернатном учреждении с большей степенью вероятности снижает потенциал умственного и социального развития ребенка, ограничивает его способность успешно интегрироваться в общество.

Несовершеннолетние дети могут лишиться родительского попечения в силу различных причин. Примерный перечень этих причин дан в комментируемой статье.

2. О применении пункта 2 комментируемой статьи см. Определение Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2004 г. N 52-О. Следует иметь в виду, что ранее действовавшая редакция п. 2 комментируемой статьи, а также п. 1 ст. 34 ГК РФ предусматривали, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. В запросе в Конституционный Суд утверждалось, что, по мнению заявителя, оспариваемые нормы как возлагающие опеку и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей, на органы местного самоуправления, не согласуются со статьями 38 (часть 1) и 72 (подпункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а функции защиты семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Конституционный Суд в указанном выше Определении с этим не согласился, однако законодательство тем не менее было изменено. В настоящее время согласно п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 комментируемой статьи органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. При этом не допускается деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Обычно применительно к несовершеннолетним это органы, осуществляющие управление в сфере образования (министерство образования соответствующего субъекта РФ и др.).

Другой комментарий к Ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации

Защита прав и охраняемых законом интересов детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается на органы опеки и попечительства (ст.31 ГК РФ, п.1 ст.121 СК РФ). Согласно п.2 ст.121 СК РФ, а также п.4 ст.6, ст.56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г.(СЗ РФ, 1995, N 35, ст.3506) и ст.53, 64, 75 Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 6 июля 1991 г. (ВВС РСФСР, 1991, N 29, ст.1010; СЗ РФ, 1995, N 35, ст.3506) органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Объяснение статьи 121 СК России

1 - 2. В ст. 121 СК РФ установлены институциональные основы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Комментируемая статья определяет центральное правовое средство указанной защиты - это органы опеки и попечительства. На отмеченные органы возлагается обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей в тех случаях, когда несовершеннолетние остаются без попечения родителей. Отмеченные случаи в форме открытого перечня перечислены в п. 1 ст. 121 СК РФ.

Согласно п. 1 ст. 34 ГК РФ, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. При этом не допускается деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ). Обычно применительно к несовершеннолетним это органы, осуществляющие управление в сфере образования (министерство образования соответствующего субъекта РФ и др.). Законами субъектов РФ государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству могут передаваться органам местного самоуправления. Правовые основы организации и деятельности органов опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, закрепляются законами субъектов РФ, СК РФ, ГК РФ, а также Законом об опеке.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении конкретного подопечного возлагаются на тот орган, который установил над ним опеку или попечительство, а при перемене места жительства подопечного эти полномочия возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в соответствии с Законом об опеке (ст. 34 ГК, ст. 9 Закона об опеке).

В связи с опекой и попечительством основными функциями (полномочиями) органов опеки и попечительства являются (ст. 8 Закона об опеке): выявление детей, оставшихся без родительского попечения, подбор и назначение опекунов или попечителей, осуществление надзора за деятельностью названных лиц и др. По сути дела, эти функции и составляют основу юридической процедуры организации и осуществления опеки и попечительства. Названные полномочия в целом нужно подразделить на следующие: информационные (по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей), контрольные (предварительный контроль за назначением опекуна или попечителя, последующий контроль за осуществлением названными лицами своих обязанностей) и другие (в случаях, предусмотренных законом, - функции опекуна или попечителя и прочее).

Согласно ч. 4 ст. 6 Закона об опеке, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, ряд полномочий органов опеки и попечительства (по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах), могут выполнять отдельные юридические лица: образовательные и медицинские организации и др.