Перейти к основному содержанию

Статья 3 СК РФ. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

Новая редакция Ст. 3 СК РФ

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее - законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Комментарий к Статье 3 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи отмечено, что согласно Конституции РФ семейное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Таким образом, семейное законодательство как источник семейного права Российской Федерации обладает определенной спецификой. Из этого следует, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Необходимость принятия указанной нормы обусловлена тем, что при регулировании семейных отношений необходимо учесть местные обычаи и особенности, существующие в различных регионах нашей страны.

2. Главным правовым актом, регулирующим семейные отношения в РФ, является комментируемый Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 г. Впоследствии в него были внесены изменения в соответствии с Федеральными законами от 15 ноября 1997 г. N 140-ФЗ, от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 28 декабря 2004 г. N 185-ФЗ, от 3 июня 2006 г. N 71-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ, от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ, от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ, от 30 июня 2008 г. N 106-ФЗ, от 4 мая 2011 г. N 98-ФЗ.

Семейное законодательство включает не только Кодекс, но и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы. К их числу относится Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. "Об актах гражданского состояния", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и др.

К семейному законодательству также относятся законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют, прежде всего, семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации. К ним, в частности, относится: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК). К положениям семейного права, которые могут регулироваться законами, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, также относится присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58 СК).

Однако законы субъектов Российской Федерации в области семейных отношений могут приниматься и по вопросам, непосредственно СК не урегулированным. Это вытекает из принципа единства семейной политики, что предполагает дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления минимальных социальных гарантий и льгот, предоставленных семье на федеральном уровне. При этом нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать основополагающим положениям Семейного кодекса РФ.

Источниками семейного права являются также подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. N 851 "Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей").

3. На основании и во исполнение положений СК в соответствии с п. 3 комментируемой статьи Правительством Российской Федерации принят целый ряд нормативных правовых актов. В частности, Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью"; Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" и др.

В отличие от гражданского права в комментируемой статье среди источников не указаны акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права. Между тем такие акты существуют. В качестве примера можно привести Приказ Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. N 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями".

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ по семейным делам не являются источниками права, поскольку не создают новых норм права, а только разъясняют уже существующие. Между тем они имеют существенное значение для правоприменительной практики, поскольку принимаемые ими судебные акты обязательны для судей.

Следует указать на следующие Постановления Пленумов Верховного Суда РФ по вопросам семейного права:

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. "О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов";

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления";

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей";

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака".

Отдельно следует остановиться на международных соглашениях, которые, несомненно, являются источниками семейного права. Подробнее этот вопрос рассмотрен в комментарии к ст. 6.

Другой комментарий к Ст. 3 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Пункт "к" ч.1 ст.72 Конституции РФ и п.1 ст.3 СК РФ относят семейное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

2. В п.2 ст.3 СК РФ определен состав семейного законодательства в узком смысле слова, то есть состав актов, принимаемых органами представительной власти в виде законов и регулирующих семейные отношения (см. ст.2 СК РФ и комментарий к ней). Это сам СК РФ, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы и законы субъектов РФ.

Условиями регулирования семейных отношений законами субъектов РФ является отнесение соответствующих вопросов к ведению субъектов РФ и отсутствие в ГК РФ их непосредственного урегулирования. Такие вопросы определены в ст.13, 32, 58, 121, 123, 151 СК РФ.

3. Семейные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. При этом постановления Правительства РФ должны соответствовать СК РФ, федеральным законам и указам Президента РФ и могут приниматься лишь в случаях, специально предусмотренных этими актами. Принятие Правительством постановлений по вопросам семейного права предусмотрено в ст.82, 122, 125, 126.1, 127, 150, 151, 165 СК РФ.

Так, Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (СЗ РФ, 1996, N 31, ст.3743); Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 919 определен Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (СЗ РФ, 1996, N 33, ст.3995); Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 определен Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью (СЗ РФ, 1996, N 19, ст.2304); Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 утверждено Положение о приемной семье (СЗ РФ, 1996, N 31, ст.3721); Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 268 утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ (СЗ РФ, 2000, N 14, ст.1501); Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 утверждены Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и Правила постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства (СЗ РФ, 2000, N 15, ст.1590).