Перейти к основному содержанию

Статья 155.1 СК РФ. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Новая редакция Ст. 155.1 СК РФ

1. Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

В случае, если на территории субъекта Российской Федерации, где выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, отсутствует организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он может быть устроен в целях обеспечения ему необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей, этот ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, на территории которого такая организация имеется.

Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.

2. Временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.

3. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью.

4. По завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий к Статье 155.1 СК РФ

1. Разрушение системы духовных ценностей, резкое падение уровня жизни большей части населения в обществе привели к росту в нашей стране социального сиротства. Сегодня по числу сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детей, Россия занимает первое место в мире.

В международных правовых актах и во внутреннем законодательстве России провозглашен приоритет семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, как показывает практика, всех российских детей-сирот пристроить в семьи даже с учетом международного усыновления невозможно.

Поэтому в России существует большое число детских домов и приютов. Следует отметить, что их деятельность до последнего времени не была должным образом упорядочена с правовой точки зрения. Отсутствовал какой-либо правовой акт, который установил бы единые требования к подобным заведениям.

Их деятельность регулировалась тремя следующими правовыми актами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896:

Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних;

Примерное положение о социальном приюте для детей;

Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Для того чтобы восполнить этот пробел, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ дополнил Семейный кодекс РФ главой 22, получившей название "Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Единые требования к условиям пребывания детей в соответствии с п. 1 комментируемой статьи в подобных организациях должны были быть установлены в специальном постановлении Правительства РФ. Уже существовавшие организации продолжили свою деятельность до того, как было принято это постановление.

Таким постановлением является Постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. N 558, которым были установлены требования к условиям пребывания детей в организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из п. 1 указанного Постановления, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают условия пребывания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отвечающие требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержание, воспитание, образование детей, защиту их прав и законных интересов.

В Постановлении подчеркивается, что материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

В организациях создаются благоприятные условия пребывания, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.

В зданиях и сооружениях организаций должны быть предусмотрены следующие функциональные помещения:

а) для проживания детей;

б) для хранения, приготовления и приема пищи;

в) общевоспитательного назначения;

г) для занятий спортом;

д) для медицинского обслуживания;

е) для проведения реабилитационных мероприятий;

ж) административно-хозяйственного назначения;

з) санитарные узлы.

Сами организации должны отвечать требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также обеспечивать содержание, воспитание, образование детей, защиту их прав и законных интересов.

В комментируемой статье среди организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, названы образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.

Не совсем понятно, почему некоммерческие организации выделены особо, поскольку и образовательные организации, и медицинские организации, и организации, оказывающие социальные услуги, являются некоммерческими организациями. Как известно, юридически к некоммерческим относятся такие организации, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях). Соответственно все вышеназванные организации не имеют своей основной целью извлечение прибыли и поэтому являются некоммерческими.

Организации, осуществляющие на 1 сентября 2008 года деятельность по надзору за детьми, оставшимися без попечения родителей, сохраняют право заниматься указанной деятельностью впредь до установления Правительством РФ требований, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 155.1 данного документа (Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ).

2. Следует иметь в виду, что ребенка могут принимать в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно, до принятия решения об их дальнейшей судьбе в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка. В таких случаях права и обязанности родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка не прекращаются.

3. Согласно п. 3 комментируемой статьи контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.

При этом согласно п. 1 ст. 6 Закона об опеке и попечительстве органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Законом об опеке и попечительстве, законом субъекта Российской Федерации, могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

4. Органы опеки и попечительства должны осуществлять функции опекуна и попечителя и в тех случаях, когда дети покидают образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста восемнадцати лет. При необходимости они должны принять меры к тому, чтобы таким детям был найден попечитель.

Другой комментарий к Ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации

Комментарий к статье 155.1 СК в процессе написания. Заходите позже.