Перейти к основному содержанию

Статья 123 СК РФ. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Новая редакция Ст. 123 СК РФ

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Абзац второй утратил силу.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий к Статье 123 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи установлен перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. На федеральном уровне этот перечень носит исчерпывающий характер, однако на уровне субъектов Федерации может быть использована такая форма, как патронатная семья.

Патронатное воспитание является новой, современной формой семейного устройства детей. При такой форме законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства. Оное является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостерные семьи, благодаря которой во всем мире дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме. Фостерная семья - альтернативная форма устройства, применяемая в случаях, когда ввиду объективных причин невозможно применение таких приоритетных форм устройства детей, как усыновление или опека. В фостерную семью ребенок передается на основании гражданско-правового договора, в некоторых странах дополнительно заключается и трудовой договор между фостерным воспитателем и службой по устройству детей. Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов.

При выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких, как причина утраты родительского попечения, состояние физического и духовного развития ребенка, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание.

До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 4 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Так, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 утверждена Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы.

Кроме того, абзац 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (см. комментарий к п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.

2. Пока не избрана форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности опекуна (попечителя) возложены на эти органы. При этом они вправе поместить ребенка (временно) в социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, другие специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

Ответственность в виде административного штрафа, накладываемого на граждан, установлена статьёй 5.37 КоАП РФ за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью. Согласно указанной статье незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Другой комментарий к Ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации

1. В ст. 123 СК РФ определены основные правила устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего в п. 1 закреплен исчерпывающий перечень форм отмеченного устройства, которые по своей правовой природе представляют собой юридические процедуры. К ним отнесены, во-первых, передача ребенка в семью на воспитание: усыновление (удочерение), передача ребенка под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью. Во-вторых, такими формами являются передача детей в организации различных типов, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 СК РФ). Причем передаче ребенка в семью на воспитание законодатель отдает приоритет. Соответственно устройство детей в отмеченные организации осуществляется только при невозможности устройства детей в семью.

Кроме обозначенного перечня форм устройства детей, п. 1 ст. 123 СК РФ устанавливает основное нормативное требование, которое должно учитываться при выборе конкретной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также ее параметров. В данном случае требуется учитывать этническое происхождение ребенка, принадлежность его к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. С момента, когда ребенок попал в трудную жизненную ситуацию (остался без родительского попечения), и до определения его судьбы в порядке устройства в семью или в названные в п. 1 ст. 123 СК РФ организации, в частности, до назначения ему опекуна или попечителя, может пройти довольно значительное время. Поэтому п. 2 ст. 123 СК РФ устанавливает правило о временном возложении исполнения обязанностей опекуна (попечителя) детей на органы опеки и попечительства. В данном случае эти органы должны обеспечить, в первую очередь, надлежащие условия проживания ребенка, а также реализацию его прав на содержание, защиту, воспитание и образование (об указанных правах см., в частности, ст. 148 СК РФ и комментарий к ней).

В связи с осуществлением предусмотренных СК процедур устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут совершаться различные неправомерные деяния. За подобные деяния закон устанавливает ответственность. Так, ответственность в виде административного штрафа, накладываемого на граждан, установлена ст. 5.37 КоАП РФ за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью.

В п.1 ст.123 СК РФ перечислены основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Об усыновлении (удочерении) детей см. главу 19 СК РФ, об опеке и попечительстве над детьми - главу 20 СК РФ, о приемной семье - главу 21 СК РФ.

Новый комментарий с пояснениями (расшифровка) к статье 123 СК РФ

Дети, которые остались без попечения родителей, должны быть переданы на воспитание в семью (усыновление, удочерение, опека или попечительство, приемная семья) или, если это невозможно, временно передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Второй абзац данной статьи утратил силу.

При устройстве таких детей необходимо учитывать их этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык и возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 данной статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на органы опеки и попечительства.